фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa
Гeoргий Тaрaтoркин
Мoлoдoй aктeр в ту пoру рaбoтaл в Лeнингрaдскoм ТЮЗe у лeгeндaрнoгo Зинoвия Кoрoгoдскoгo – свoeгo мaстeрa, у кoтoрoгo учился в дрaмaтичeскoй студии при тeaтрe. Мoжнo скaзaть, что Кулиджанов получил исполнителя главной роли прямо из больницы, где тот находился едва ли не в критическом состоянии. Один из членов съемочной группы сфотографировал Георгия Тараторкина в палате, отправил фото Кулиджанову, находившемуся в активном поиске артиста на роль Раскольникова. И Тараторкина утвердили. Говорят, что роль сделала свое дело – излечила от хвори. За работу в картине Тараторкину присвоили Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых.
Мы поговорили о Георгии Тараторкине с одним из участников тех съемок – народным артистом России Сергеем Никоненко, сыгравшим в «Преступлении и наказании» роль Миколки.
— Вы же совсем молодые были, когда снимались у Кулиджанова. Что осталось в памяти о встрече с Георгием Тараторкиным?
— Это же было 50 лет назад. Снимали картину в 1968 году. Если бы мы поработали вместе или хотя бы поужинали. А мы даже по сто грамм не выпили. Хотя встретились у Кулиджанова. Была сцена со Смоктуновским, когда он говорит: «А вон у меня в чулане человек сидит». Я Миколку играл, который вину на себя взял. «Я убил, я» — говорил он. Из тех, кто работал на картине, уже и в живых-то почти никого нет — ни Ефима Копеляна, ни Вики Федоровой, ни Иннокентия Смоктуновского. И Кулиджанова давно нет. Даже, думаю, и из дирекции никого не осталось. Как-то Кулиджанов позвал нас репетировать к себе домой. А во время репетиции сказал: «Ну, давайте прочтем эту сцену, как ее написал Федор Михайлович. Сережа, прочитай ты». Я прочитал страниц 6-7. И Кулиджанов сказал: «Ну, вот так и играйте, как прочитал». А потом оставил нас пообедать — Смоктуновского, Тараторкина и меня. А про съемки ничего не могу сказать. Да и очень давно это было. В другой картине Кулиджанова «Умирать не страшно» мы тоже снимались с Георгием Тараторкиным, но у нас тоже не было общих сцен. Я играл там с Михаилом Глузским.
Но могу вам другое рассказать о Георгии Тараторкине. Он набрал курс во ВГИКе и выучил его. Был замечательный дипломный спектакль, и руководство ВГИКа предложило: «Такая у вас замечательная мастерская. Ребята выросли в настоящих артистов. Набирайте еще курс». А Тараторкин ответил: «Пока я своего последнего студента не устрою на работу, мастерскую набирать не буду». Это редкость сегодня. Мой учитель Сергей Герасимов был таким. Но он сам — режиссер и художественным руководителем объединения. Ему проще было. А Георгий Тараторкин в театры устраивал своих ребят. Это его заявление руководству ВГИКа осталось в памяти народной. Редкий он человек в наше время – порядочный, ответственный, совестливый. Таких поискать.