фoтo: Руслaн Рoщупкин
Фeстивaль зaкoнчился нa высoкoй нoтe и в прямoм и в пeрeнoснoм смыслe — твoрчeским вeчeрoм кoмпoзитoрa-лeгeнды Кoнстaнтинa Мeлaдзe. Вмeстe с нe мeнee лeгeндaрным пoющим брaтoм Вaлeриeм oни oтмeтили в прoшлoм гoду сeмeйный твoрчeский юбилeй грoмким шoу «50 нa двoиx» и, судя пo гoлoсoвaнию нa сaйтe mk.ru, нaмeрeны зaнять зaслужeнныe мeстa в нoминaцияx ZD Awards 2016, кoтoрыe будут oпубликoвaны в «МК» 3 фeврaля.
Тeм врeмeнeм Григoрий Лeпс сoбрaл нa свoeм фeстивaлe в Сoчи кoлoритный букeт нe тoлькo из мaститыx звeзд, нo тaкжe из выпестованных им самим, но уже «оперившихся» молодых артистов. Пояснял, выходя к прессе, как важно для него и для всей эстрады заботиться не только о собственном «творческом следе», но и о «наследии», о поколении артистов, которое «идет за нами». И выступления «молодых» подчас принимались публикой с воодушевлением и эмоциями, не уступающими признанным звездам. Значит, не зря старался «вождь поющих» – усилия и надежды не ушли в песок.
Звезды, впрочем, тоже не отставали от заданной планки, показав не только то, чем уже богаты, но подготовив к фестивалю и специальные номера, и дуэты с маэстро Лепсом, что у публики пользовалось повышенным спросом. Loboda, Mband, Анита Цой, Эмин, Ани Лорак, Лайма Вайкуле, Интарс Бусулис, Наташа Королева, Вера Брежнева, Слава, «Время и Стекло», Soprano Турецкого, «ВИА Гра» — звезды разных поколений и творческих концепций сплели при этом органичную нить фестивального полотна, заняв каждый свою логичную, мотивированную нишу.
фото: Руслан Рощупкин
Еще со времени первого фестиваля два года назад пресса то и дело тиражировала сравнения с «Рождественскими встречами» Аллы Пугачевой. Давнее начинание Примадонны, блестяще пронесшей флаг собственной «творческой лаборатории» на протяжении более чем 20 лет, в какой-то степени действительно подхвачен Григорием Лепсом, хотя артист убедительно просит всех «не проводить прямых аналогий» и «не замахиваться на Святое». Что логично. Поскольку Примадонна – Наше Всё, а самобытность и харизма нынешнего возмутителя спокойствия придали вечной идее собственный колорит и оригинальную форму.
У Лепса веселье длится несколько дней, а явление главного героя народу облекается не в сакральный акт экстатического финала, а размазано по телу фестиваля жирным слоем сливочного масла. Получается удивительный эффект – «много Лепса» не подавляет, а наоборот раскрывает лучшие грани каждого из гостей, которых он приглашает на праздник, а со многими норовит еще исполнить что-то и ярким дуэтом.
Начав праздновать Рождество дерзкой «Песней Императора», маэстро продолжил кавером на «Стаканы» Бориса Гребенщикова. Из меланхоличной тихой радости питерского пьющего интеллигента сей шедевр в версии сочинского «озорного гуляки» превратился в форменное буйство, где пресловутые «стаканы на стол!» уже не только предмет самоценного культа, а символ бунтующей свободы духа и бескомпромиссности жизненного кредо. То, что великий БГ заложил в подтекст, громкий Лепс беспощадно вывернул наизнанку языком кричащей формы. В этой ситуации призыв «просыпаемся!», брошенный в зал, был излишним. Пипл колбасило не по-детски с первых же нот!
Конечно, апологет «Рюмки водки на столе» явно выбивается из рамок устоявшихся представлений об эстраде, и, хотя он уже не первый год зажигает в ранге одной из главных звезд, каждый раз эта мысль пронзает будто откровением. Здесь тебе и хлесткие речитативы, и мощные гитарные риффы, наложенные на жесткий ритмический каркас, за что творчество г-на Лепса уважают, искренне любопытствуя, представители альтернативного рок-лагеря, включая — умри все живое! – аж самих бескомпромиссных металлистов. Приставка «поп» применима к музыке Артиста только в том смысле, что она массово популярна, в остальном он уверенно демонстрирует условность жанровых границ. Что, кстати, очень «фирменно» при всей его сугубо русской сущности. Ведь, именно на западной сцене артистическое и музыкальное пространство намного более цельно, там нет категоричного деления на своих и чужих, рокеров и попсу, что давно стало творческой аксиомой и нормой жизни. В России слушатели и их кумиры до сих пор живут часто в параллельных и враждующих музыкальных измерениях. Раздвигая рамки если не в подборе исполнителей для фестиваля, то, по крайней мере, в своих творческих экзерсисах, г-н Лепс похвально сближает эти миры и убедительно показывает не только борьбу, но и единство противоположностей. Оставаясь при этой и все-таки участником пресловутой «эстрадной обоймы». Гений – парадоксов друг…
В упомянутой уже «Песне Императора» звучат символичные слова: «Я чувствую всех подданных своими детьми». Снова напрашивается сравнение с Великой, которая любила повторять, что все артисты на «Рождественских встречах» — ее дети. Она заботливо выпускала их в большую жизнь и помогала, чем могла. Григорий усовершенствовал тренд, стал продюсером и взял под сильное крыло молодые таланты, вызывая часто удивление – мол, зачем ему это надо? Его «дети» не просто пели сольно, раскрывая таланты, а с каждым из них «учитель» еще и спел дуэтом – вот уж, действительно, неуспокоенный! Находил для каждого добрые слова, иногда ироничные, но все-равно по-отечески теплые.
Искателю молодых дарований не терпелось, конечно, поделиться со зрителями и своей главной последней находкой – Александром Панайотовым. А зрителям соответственно не терпелось его увидеть, поскольку суеты и восторгов, которые так неожиданно взорвались в адрес артиста хоть и молодого, но штурмующего высоты Олимпа, прямо скажем, не первый год, теперь хоть отбавляй. Он пробивается еще с популярных телеконконкурсов начала нулевых – «Стань звездой», «Народный артист», работал с матерыми продюсером Евгением Фридляндом и композитором Кимом Брейтбургом. Но многие усилия уходили часто и почему-то в песок… Удивительно, что, не обнаружив в принципе прежде не известных качеств, а лишь подтвердив свой уровень в рамках одного единственного популярного телешоу, певец вдруг взлетел на такую вершину популярности, от которой у него самого закружилась голова. Об этих чувствах он поведал в откровенном интервью «ЗД», которое будет опубликовано в ближайшее время.
фото: Руслан Рощупкин
Теперь, после телешоу, в котором г-н Панайотов формально не победил, но завоевал сердца зрителей, о нем «заботится» г-н Лепс уже не только в качестве наставника, но и «отца родного» — продюсера. Григорий по-отечески напутствовал «молодого» на фестивале: «У тебя еще все впереди, маленький!».
Конечно, и другие таланты продюсерского центра не остались без добрых слов и напутствий, отвечая мэтру достойными творческими пируэтами: Николай Тимохин, Алина Гросу, Данил Буранов, Ромади и др. Один из самых трогательных учеников артиста Шариф в очередной раз дал повод посудачить о «русском Демисе Руссосе», к тому же — молодом и перспективном. Публика не первый год с замиранием ждет от него открытий, удивлений и все еще не теряет надежды на прорыв, которого несомненно заслуживает этот яркий эстрадный тенор. Его друг Нико Неман, выпустивший в прошлом году пластинку «Чет или нечет», которая попала в обзор «ЗД», так рвался на площадку, что командир парада даже не успел его представить…
Под занавес в программе условного «дня воспитанников» обнаружился «подкидыш» — Тимати. «Где, как не на концерте Григория Викторовича я могу почувствовать себя Николаем Басковым!», — пытался шутить рэпер, когда начальник праздника нагрузил «черную звезду» своими букетами, подаренными в этот вечер, и отправил за сцену со словами, что Басков бы ему такого не простил. У наблюдателей тем временем остался невысказанным большой вопрос: только ли Баскова в себе мечтал почувствовать артист Тимати? А Киркорова? Билана? Нет? Возможны ли новые откровения? Неужели проговорился о тайной страсти? По Фрейду, так сказать. Пошутил себе на голову…
фото: Руслан Рощупкин
***
По атмосфере происходившее напоминало большой музыкальный карнавал, по концепции – масштабную трехчастную историю, в которой у каждого акта – свой сюжет и задумка. Интереснее были, конечно, не столько эфирные, сколько живые концерты, где бушевала неподдельная сила и энергетика музыкального волшебства, а поп-звезды раскрывали свои реальные возможности, не отретушированные фонограммами для телетрансляции. Сам «крестный отец» новой рождественской музыкальной сказки бросил фразу, представляя «раскрывшегося» Панайотова: «Когда на сцене появляются такие артисты, невольно начинаешь думать, что, может быть, пора уходить». Пока все восприняли это как шутку, но кто знает – может быть, заматерев, эти самые «дети» дадут форы нынешним хедлайнерам российской эстрады? Главное, чтобы не сглазили, не сожрали с потрохами, не намазали микрофоны ядом, не накидали битого стекла в пуанты, прежде чем все это свершится.