Гoтoвыe сaлaты стaли нaстoящим пoдaркoм для вeчнo зaнятыx людeй. Для ниx этa eдa стaлa прeкрaснoй aльтeрнaтивoй нaдoeвшим бутeрбрoдaм. Сaлaты тaкжe oxoтнo пoкупaют рaбoтaющиe мaмы и xoлoстяки, a пo прaздникaм – дaжe зaвзятыe дoмoxoзяйки. Oднaкo нeрeдкo стрeмлeниe к рaзнooбрaзию и экoнoмии врeмeни oбoрaчивaeтся бoльничнoй кoйкoй.
Сeйчaс сaлaты мoжнo купить прaктичeски везде – и в привокзальном ларьке, и в гипермаркете. Рынок готовых салатов растет устойчивыми темпами. Привлекательным его делает высокая рентабельность, которая колеблется от 15 процентов в регионах до 40-60 процентов в Москве, где, по разным оценкам, ежегодно съедается от 150 до 200 тонн салатов.
Что касается их видов, то вкусы россиян меняются мало: основной сбыт приходится на старые добрые «Оливье», «Столичный», сельдь под шубой, крабовый и кальмаровый. При этом в ассортименте некоторых производителей значится 70-100 разновидностей этой еды.
В Москве готовые салаты выпускают около двухсот фирм. Крупные – производят пять-десять тонн в сутки. Мелкие компании, обслуживающие два-три магазина, ограничиваются 50-100 килограммами.
Печальная статистика
Собственное салатное производство наладили практически все торговые сети. Покупатели привыкли, что салаты – неотъемлемая часть ассортимента магазинов, поэтому их отсутствие, по оценке представителей розницы, сокращает количество покупателей примерно на четверть.
Зато присутствие салатов существенно увеличивает показатели заболеваемости острыми кишечными инфекциями. Так, проверка качества салатов, проведенная 21 февраля специалистами Роспотребнадзора в Барнауле, выявила, что требованиям санитарного законодательства не отвечают 35 процентов магазинных салатов! Двумя неделями ранее в Йошкар-Оле эпидемиологи обнаружили кишечную палочку, и не где-нибудь, а в магазине «Перекресток» – в шести наименованиях салата из девяти. Барнаул и Йошкар-Ола – не исключение, в других регионах картина схожая.
Именно салаты составили почти треть всей зараженной кишечной инфекцией пищевой продукции, которую в прошлом году выявили в Челябинской области. В октябре 2007 года санитарные врачи забраковали салаты сразу в 35 супермаркетах Петербурга, а в другом «миллионнике» – Новосибирске забраковать не успели, и в результате более 70 человек, откушавши в ноябре салатов компании «Вкусный мир», угодили с отравлением в больницу. Чуть позже специалисты Роспотребнадзора обнаружили в продукции кишечную палочку и стафилококк. В том же месяце готовые салаты торговой сети «Мария-Ра» стали причиной заболевания 15 жителей Бийска. У повара, готовившего салаты, был обнаружен сальмонеллез.
Острая кишечная инфекция, дизентерия, сальмонеллез – вот какие диагнозы обычно ставят любителям готовых салатов.
Сальмонелла попадает в организм в основном из салатов с майонезом, в приготовлении которого используются сырые яйца. А кишечная палочка и золотистый стафилококк – спутники салатов, приготовленных либо из зараженных продуктов, либо в антисанитарных условиях.
Несладкие остатки
Одна из главных причин превращения салата в опасный продукт – нарушение срока годности. Незаправленные салаты должны быть проданы в течение 18 часов с момента изготовления, заправленные майонезом или соусом – в течение 12 часов, и это при условии хранения их при температуре не выше 4ºC. Добавление в салаты с заправками яиц сокращает срок хранения до шести часов. Такие нормы содержатся в СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
Действительное же время между моментом изготовления салата и его продажей нередко остается для потребителя тайной за семью печатями. Здесь все зависит от добросовестности производителя или продавца.
На упаковке салата покупатель может прочитать название фирмы-производителя, время производства, срок и условия хранения. Однако многие магазины «продлевают» срок годности сами, наклеивая поверх этикетки изготовителя свою этикетку – там указано время, когда продукт выложили на прилавок. Говоря об опасности готовых салатов, ведущий научный сотрудник ГНИЦ профилактической медицины Галина Холмогорова в интервью «Правде.ру» рассказала, что она своими глазами видела, как водитель грузовика, привезший партию готовых салатов в магазин, прямо на разгрузке сам проштамповал все банки печатью с сегодняшней датой изготовления. К слову, доставка продукции фирмы-производителя до прилавка – процесс не всегда безопасный. Для перевозки салатов зачастую используют обычные машины, не оборудованные охлаждающими контейнерами, поэтому температура при транспортировке может значительно превышать норму. Дополнительные манипуляции с салатами в магазине, например перекладывание из тары поставщика в другие емкости, увеличивает риск попадания инфекции еще больше.
Как правило, непроданные салаты с истекшим сроком годности магазин возвращает производителю. По оценке экспертов, уровень возврата доходит до 10 процентов. А если этот продукт сделан в собственном кулинарном цехе магазина? Возвращать товар самому себе совсем не выгодно. Поэтому во многих супермаркетах такие салаты-«старички» смешиваются со свежими и опять выставляются на продажу. А то и не смешиваются. К примеру, работник одного из супермаркетов Владивостока поведал местному изданию ZRPRESS.ru, что с салатов, простоявших весь день в лотках, утром просто снимают верхний слой и продают как новые.
Зачастую супермаркеты открывают собственное производство под предлогом заботы о качестве: дескать, все этапы производства – от закупки сырья до изготовления – находятся у них под контролем, а значит, качество продукции гарантировано. И тем не менее нередко именно эти салаты изготавливаются из просроченных продуктов. О «маленьких хитростях» ритейлеров иногда рассказывают работники магазинов, как правило, на условиях анонимности; со стороны же уличить продавцов практически невозможно. Например, в салаты идут продукты, у которых заканчивается или уже закончился срок годности. То, что многим универсамам наличие салатного цеха позволяет сбывать подпорченные овощи, ни для кого не секрет