фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa
Aктeры в мxaтoвский зaл стaли пoдтягивaться тoлькo к нaзнaчeннoму чaсу — 13.30. A дo этoгo здeсь мoжнo былo нaблюдaть тoлькo фoтoкoрoв и oпeрaтoрoв, устaнaвливaющиx свoи кaмeры.
— Кaк нaстрoeниe? — спрaшивaю oдну из стaрeйшиx рaбoтниц сцeны, из тexничeскoгo сoстaвa.
— Дa ничего, ждем. Интересно, кто еще у нас директором будет? Это, похоже, многих волнует больше. Женовача же любят…
— А чего артистов не видно?
— Многие на репетиции: Константин Богомолов у нас репетирует «Три сестры» Чехова.
Что интересно, новый худрук — Сергей Женовач — в своей Студии театрального искусства тоже в конце мая, сразу после Богомолова, выпускает эту же чеховскую пьесу. Вот такая загогулина судьбы, и только время покажет, насколько она случайна или нет.
Но вот актеры появились в зале: одним из первых входят Авангард Леонтьев, Николай Чиндяйкин, Римма Коростылева, ну а дальше пошли Мирошниченко, Ольга Яковлева, Марина Зудина (она по-прежнему в черном, траурном), Филипп Янковский, Игорь Золотовицкий и многие другие.
Министр культуры Мединский, открывая собрание, сходу предлагает почтить память Олега Павловича Табакова аплодисментами:
— Я уверен, что он нас слышит…
Все встают, аплодируют, министр продолжает:
— Театр должен быть всегда переполненным, и это главная оценка работы режиссера и труппы. Так считал Олег Табаков, мы разделяем эту точку зрения, поэтому увековечим «Сертификат Табакова», который по итогам года будет вручаться лучшим.
Министр также сообщил, что Студия театрального искусства (СТИ) отныне становится филиалом Московского художественного театра.
— Я уверен, что Сергей Васильевич (Женовач. — М.Р.) сможет продолжить классическую (в хорошем смысле) линию Московского Художественного театра, — в финале своей речи говорит министр.
фото: Наталия Губернаторова
И вот слово берет Женовач. Видно, что он волнуется, но улыбается, держится. Он уже получил аванс в виде аплодисментов от труппы. Поэтому говорит как-то по-домашнему:
— Здрасьте! Извините, я человек простуженный… Я ждал этого момента, ночь не спал, думал, с чего начать. Наше поколение все ушиблено идеями Станиславского — это когда все вместе, дружно и радостно делают одно дело. Сегодня это очень важно, чтобы МХТ был театром живого человека. Когда входишь в легенду (а МХТ — это легенда), важно понимать, что не надо ничего ломать — нужно только развивать и получать от работы удовольствие. Повторю, что Табакова невозможно повторить, как невозможно повторить Олега Ефремова, но надо не бояться новых поворотов, эксперимента, ошибок… Если делать театр честно, чисто и в радость — это будет правильно.
Творческих планов Сергей Женовач не озвучил, лишь представил своего постоянного творческого соавтора — художника Александра Боровского, которого, кстати сказать, прекрасно знают в Художественном. И также подчеркнул, что очень хотел видеть в своей команде другого художника — Дамира Исмагилова, великолепного художника по свету.
— Будем служить этому святому месту, чтобы было интересно, но опираясь на идеи Станиславского, — заключил в своем коротком слове новый худрук МХТ.
И красиво выступил Владимир Машков, который пришел поддержать друга:
— Я уверен, что все пишется на небесах, и все зависит от того, видим это мы или нет. Я иду от одного элемента системы Станиславского — внимания. Смотрите! — Владимир Львович эмоционально оборачивается к мхатовскому занавесу. — Видите, чайка? Это мечта, которую можно убить, или она воспарит. А вот золотая канитель — это волна в житейском море. На мхатовской стене — горельеф Голубкиной. Кто на ней изображен? Все сходится: волна — это житейское море, чайка — это мечта, а человек, который входит в море, — это новый пловец (кто бы ни приходил — Табаков, Ефремов и т.д.). Новый пловец входит в воду, тут же появляется волна — для пловца она нужна. Но волна проходит, и остаются люди…
В зале стоит неимоверная тишина — такой романтической речи от Машкова никто не ожидал. А он продолжает:
— Так что там (показывает наверх) все видят и знают. Олег Павлович как будто соединил наши театры. В МХТ нет традиций, потому что он живой…
Ну и как вишенка на торте — подарок: он дарит Женовачу медаль 1978 года, которая была выпущена к 80-летию МХТ.
фото: Наталия Губернаторова
— А восьмерка — это бесконечность, — говорит Машков, вручая Женовачу коробочку с медалью.
В заключение опять слово берет Мединский и, обращаясь к труппе, говорит: «Пожалуйста, помогите вашему новому худруку — только вместе мы сможем сделать тот театр, которым гордились предшественники».