фoтo: кaдр из x/ф
«Сeмнaдцaть мгнoвeний вeсны», 1973 гoд
В любимoм фильмe пoзднeгo СССР, гдe глaвныe и сaмыe зaпoминaющиeся рoли рaздeлили Вячeслaв Тиxoнoв и Лeoнид Брoнeвoй, Oлeгу Тaбaкoву дoстaлся oбрaз Вaльтeрa Шeллeнбeргa, нaчaльникa внeшнeй рaзвeдки службы бeзoпaснoсти в нацистской Германии. Персонаж получился обаятельным — да настолько, что это оценили потомки Шелленберга, которые после просмотра фильма послали Табакову письмо с благодарностью.
«12 стульев», 1976 год
В комедии, снятой Марком Захаровым, Олег Табаков сыграл роль комическую — воришки-завхоза Александра Яковлевича (по прозванию Альхен). «Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно», – ёмко описывали героя Ильф и Петров. Фирменная улыбка Табакова, ямочки на щеках и залихватская кепка отлично дополнили образ.
«Д’Артаньян и три мушкетера». 1978 год
«Пока ещё не быть рогатым мужем во власти короля!», – провозглашал с экрана Луи XIII, супруг хитрюги Анны Австрийской. Правда, на момент съемок Табакову уже исполнилось 43 года, тогда как история гласила, что в 1625 году — начало действия романа Дюма — королю Людовику было всего 24. Впрочем, актёры вдвое старше персонажей были нормой для советского кино.
«Москва слезам не верит», 1979 год
Теперь уже сам Табаков — муж, ответственный за рога. В получившей «Оскар» картине Владимира Меньшова любимому артисту роль досталась неприятная, хоть и запоминающаяся: здесь он — женатый любовник Катерины. Благодаря харизме Табакова многие мужчины страны запомнили: не стоит приводить любовницу в свою супружескую спальню, а если уж привёл — убедись, что в самый интересный момент не явится тёща.
«Мэри Поппинс, до свидания!», 1984 год
Отличная получилась из Олега Табакова британская гувернантка Юфимия Эндрю: мисс Фурия и мисс Гарпия, она же — божеское наказание. Шляпка, пальто в горошек, белый воротничок и несчастный попугай в клетке — вот и готов образ злой няни, с которой так ловко и жестко обошлась совершенная леди Мэри!
«После дождичка в четверг», 1985 год
Вершиной сказочной фильмографии Олега Табакова стала роль Кощея Бессмертного, с которым — как велит сказка! — отправился сражаться Иван-герой. Правда, Кощей оказался нетипичным: «Не похож? Думали, худой да бледный? Я ведь в подвале не сижу, на цепях не вишу, да и поправился за триста лет!», – смеется сказочный злодей со знакомой улыбкой Табакова.
«Человек с бульвара Капуцинов», 1987 года
Владелец салуна на диком западе Гарри Маккью — жертва важнейшего из искусств, которым оказалось для ковбоев кино. Пустить в питейное заведение киношников — еще куда ни шло. Но продавать молоко вместо виски — это перебор! Как вспоминала режиссер Алла Сурикова, Табаков сам придумал вставлять специальные трубочки в ноздри, чтобы нос стал шире, а лицо оттого — добродушнее.
«Ширли-Мырли», 1995 года
Роль алкоголика-дебошира Суходрищева — еще один образ Олега Табакова, реализованный уже в кино для новой России. Тельняша под синей курткой, пара царапин на лице и бутылка пива, расстаться с которой человек не может, несмотря на присутствие американского посла — вероятно, именно так тогда представляли себе наш народ где-то за рубежом. Впрочем, и Суходрищев в накладе не остается: «Этого ****** в Химках видал! Деревянными членами торговал!», – сразу же «узнает» он посла США.
«Президент и его внучка», 1999 год
Собирательный образ главы государства, у которого нет ни имени, ни фамилии, удался Табакову на ура. Абстрактный президент души не чает в своей внучке и здорово меняется из-за её влияния — так, что везёт сдавать пустые бутылки в пункт приема стеклотары и там охотно опрокидывает с мужиками по кружке ерша.
«Статский советник», 2005 год
В экранизации романа Бориса Акунина роль московского генерал-губернатора Владимира Долгоруцкова пришлась как раз по постаревшему, вальяжно-благородному уже Табакову — теперь он жертва политических интриг. Персонаж — реальный образ генерал-губернатора, правившего Москвой почти 25 лет.
Марк Захаров: «Олег Табаков любил прикидываться саратовским куркулем, а был великим»