Aня Букштeйн в фильмe «Тиxoe сeрдцe»
Этo вoльнaя экрaнизaция пoвeсти Пушкинa «Пикoвaя дaмa» и oднoимeннoй oпeры Чaйкoвскoгo o жaждe дeнeг и слaвы. Ee гeрoи — eврoпeйскaя дивa Сoфья Мaйeр, приeзжaющaя в Рoссию нa пoстaнoвку oпeры, и мoлoдoй, aмбициoзный чeлoвeк, мeчтaющий зaвoeвaть мир. Этo oднa из сaмыx нeoжидaнныx кaртин Лунгинa. Кoнкурс был прeдстaвитeльный и oригинaльный. В нeм нe пoвтoрялись кaртины, пeрeeзжaющиe с oднoгo фeстивaля нa другoй. И фильм Лунгина удачно в него вписался.
Дальше «Дама Пик» проследует на кинофестиваль в Макау, начинал который один из самых известных фестивальных организаторов Марко Мюллер, вынужденный накануне киносмотра покинуть свой пост. В то время как в Макау в муках рождается новый кинофестиваль, Таллинский существует уже 20 лет. Продержаться такое время на плаву и развиваться по восходящей не всем дано. И если лет 10 назад это было весьма локальное мероприятие, то теперь он приобрел небывалый рамах. На него съезжается такое количество значимых в киномире людей, что ММКФ может покусывать локти. «Темные ночи» становятся одним из самых интересных европейских фестивалей. А руководит им неутомимая выпускница ВГИКа Тина Локк.
Жюри главного конкурса возглавлял итальянский кинорежиссер и продюсер Уберто Пазолини, чей фильм «Мужской стриптиз» в свое время получил приз Европейской киноакадемии, а два года назад его «Натюрморт» взял Гран-при фестиваля молодого европейского кино VOICES в Вологде. В составе жюри трудилась и популярная в Финляндии актриса Лаура Бирн, представлявшая на фестивале внеконкурсный «Любовь и ярость», отсылающий в 80-е годы и рассказывающей о сумасшедшей любви с трагическим финалом. В жюри входил и хорошо известный у нас исландский кинорежиссер Фридрик Тор Фридрикссон, не раз бывавший в Москве и Петербурге, избороздивший просторы СНГ, образовывавшийся на фильмах Эйзенштейна. Он рассказал автору этих строк, что всему виной Потемкинская лестница в Одессе и фильм «Броненосец «Потемкин», предопределивший выбор профессии.
Гран-при и 10 тысяч евро жюри отдало весьма необычной израильской картине «Тихое сердце» Эйтана Аннера, а исполнительница главной роли Аня Букштейн отмечена актерской наградой «за достоверное отображение мучительных поисков себя». Она родилась в Москве, в восьмилетнем возрасте уехала с родителями в Израиль. Теперь выступает как певица, снималась в «Играх престолов», а также у Павла Лунгина в «Дирижере». Аня Букштейн в «Тихом сердце» сыграла молодую пианистку, которая спасаясь от творческого кризиса, переезжает из Тель-Авива в религиозный район Иерусалим, чтобы начать новую жизнь. И оказывается в странной съемной квартире, куда является соседский мальчик из ортодоксальной семьи, чтобы поиграть на фортепиано. Пробирается он в чужой дом через окно. Прошлое этой квартиры полно загадок и связано с гибелью русской женщины. Молодая пианистка завязывает дружбу с итальянским монахом, берет у него уроки игры на органе, но это вызывает протесты соседей.
Лучшим режиссером стал иранец Наргес Абиар, снявший фирменную иранскую картину «Дыхание». К его награде полагалось еще и денежное подкрепление — 5 тысяч евро. За лучший сценарий отмечен Игорь Кобылянский, уроженец Молдовы, получивший кинообразование в Румынии, прекрасно говорящий по-русски. Он живет между Кишиневом и Бухарестом. Игорь снял забавную комедию «Восточный бизнес», сценарий которой жюри отметило «за поучительное и полное юмора путешествие по абсурдным жизненным обстоятельствам». В создании картины принимали участие помимо Молдовы Румыния и Литва. Очень редко фильмы из Молдавии появляются на свет и уж тем более на фестивалях, поэтому так высок был интерес. Сыгравшие в «Восточном бизнесе» Йон Сапдару и Константин Пушкаш получили награду за лучшую мужскую роль с формулировкой «за напоминание о том, что можно влюбляться в нас, мечтателей и неудачников». Герои — самые настоящие лузеры, весьма своеобразные люди, тут уж с жюри трудно не согласиться.
Лучшим эстонским фильмом, а была отдельная программа из семи картин, стала «Мать» Кадри Кыусаар. Сегодня это самый известный и востребованный фестивалями эстонский фильм. Впервые главную роль в кино сыграла опытная театральная актриса Тина Мальберг. Ее героиня живет в маленьком городке, ухаживает за сыном, находящимся в коме. Поначалу зрителю кажется, что он смотрит полную драматизма реалистическую драму, но потом выяснится, что это лихо закрученный триллер. Картина снята на скромные средства за две с половиной недели, и это лишнее доказательство того, что можно эффективно работать с самым скромным бюджетом.
Фестиваль посетил экс-президент Белоруссии Станислав Шушкевич. Он представил документальный фильма «Шуша», сделанный к 25-летию Независимости Республики Беларусь. Шушкевич внес свою лепту в события, приведшие к распаду СССР. Ему собственно и посвящена картина, снятая словно бы со стороны — эстонскими журналистами Айваром Валдре и Лаури Липпмаа. К той же дате российский режиссер Сергей Снежкин сделал игровой фильм о Нурсултане Назарбаеве по заказу казахской стороны. Здесь тоже фильм-портрет видного политического деятеля, первого заместителя Председателя Верховного Совета Беларуси, выступившего в 1991 году против ГКЧП, а потом ставшего первым президента Республики Беларусь. В декабре 1991-го Шушкевич подписал с Борисом Ельциным и руководителем Украины Леонидом Кравчуком Беловежские соглашения, после чего и возник СНГ. В Таллине прошли дебаты на тему «Беларусь и постсоветское пространство 25 лет спустя» с участием одного из режиссеров Айвара Валдре и Станислава Шушкевича. Судьба этого человека удивительна. Можно снять игровую картину о нем. Шушкевич — доктор физико-математических наук, в 60-е годы прошлого столетия учил в Минске русскому языку Ли Харви Освальда, ставшего убийцей американского президента Джона Кеннеди. Но сам Шушкевич не верит в то, что тот мог совершить такое преступление.
В дни фестиваля пришла печальная весть — не стало осетинского актера Анатолия Дзиваева. Ставшая для него последней картина «Тэли и Толи», участвовала в программе «Панорама». Анатолий Дзиваев умер на 71-ом году жизни во Владикавказе, где работал в Русском театре им. Вахтангова. А раньше он служил в Московском театре под руководством Армена Джигарханяна, подхватил его репертуар. Летом Анатолий Дзиваев приезжал на Московский международный кинофестиваль, вместе с Кахи Кавсадзе представлял «Тэли и Толи». Он не раз играл Сталина в сериалах — в «Убить Сталина», «Сын отца народов», «Жуков», «Казнокрады».
В «Панораме» также участвовала «Полина» французского хореографа, а теперь и кинорежиссера Анжелена Прельжокажа и его жены Валери Мюлле. Неизвестно, увидят ли ее в России. В главной роли снялась молодая балерина Мариинского театра Анастасия Шевцова, а также Ксения Кутепова, Алексей Гуськов и Жюльет Бинош. Картина снималась в Москве, в том числе и в Большом театре. В ней чего только не намешано — балет, русская зима, грузинские разборки, Афганистан.
В рамках спецпоказа прошла эстонская премьера «Дуэлянта» Алексея Мизгирева. Его продюсер Александр Роднянский дал мастер-класс. У фестиваля «Темные ночи» — сильная деловая составляющая. На фестиваль приехали представители киноиндустрии из самых далеких стран, а фильмы представляли внушительные по составу делегации. Прошли презентации проектов, в том числе и российских. Свои новые работы обнародовала студия Федора Бондарчука. Юлия Мешкинене представила фильм «Салют 7», который снимает Клим Шипенко. А рассказывает он о событиям 1985 года, когда орбитальная станция «Салют-7» вышла из-под контроля, и для проведения спасательной операции привлекли космонавта Владимира Джанибекова и инженера Виктора Савиных.