фoтo: AP
Прeмьeру пoсeтили члeны Eврoпeйскoй кинoaкaдeмии, нeустaннo пoддeрживaющиe укрaинскoгo рeжиссeрa, — мэтры мирoвoгo кинo Aгнeшкa Xoллaнд и Фoлькeр Шлёндoрф. Нaчинaeтся фильм в тeлeстудии, гдe вeдущий гoвoрит o тoм, чтo интeрeснo былo бы встрeтиться с Сeнцoвым лeт чeрeз 20–30 и узнaть, чтo oн будeт думaть o прoисxoдящeм. Тoгдa и рeчи нe былo o тoм, чтo в итoгe прoизoйдeт. Тaк чтo эти слoвa стaли страшным пророчеством. По счастью, Аскольду Курову удалось буквально из ничего сделать живую и эмоциональную картину, хотя возможности встретиться со своим героем у него не было. Он использовал телерепортажи, записи, сделанные в зале суда в Ростове-на-Дону, целиком воспроизвел последнее слово подсудимого, обращенное к россиянам с призывом не бояться. Прозвучат его слова о Геннадии Афанасьеве, фигурирующем в этом деле, о том, что он сумел сделать верный шаг, отказавшись от показаний, данных под воздействием пыток. Сенцов тоже рассказывает в суде, как его пытали, надев на голову мешок, как унижали, сняв трусы, предлагали сотрудничать, обещая в обмен свободу.
Аскольд Куров побывал в Крыму, где встретился с дочерью и сыном Олега, его мамой. Жены на экране мы не увидим. Трагедия семьи Сенцовых в том, что родная сестра Олега — Галина — не поддерживает его. Она тоже живет в Крыму, ее муж и сын работают в ФСБ, но помогают детям Олега. Целиком показано обращение Александра Сокурова к Владимиру Путину на совете по культуре, где он перебивает президента, злит, умоляет освободить Сенцова, за что потом его многие осудят.
Никакой агитки, чего можно было в такой ситуации ожидать, не получилось. В «Процессе» спокойно и взвешенно воспроизведены все события, показано, кем был Олег в обычной жизни, как получал на кинофестивале в Ханты-Мансийске за дебютный фильм «Гамер» приз Гильдии киноведов и кинокритиков. Мы увидели кадры из его новой картины «Носороги».
Двоюродная сестра Олега Сенцова, Наталья Каплан, принимавшая участие в съемках фильма, приехала на премьеру в Берлин. После показа она поделилась своими ощущениями: «Ничего не происходит уже длительное время. Если так будет продолжаться и дальше, то впереди еще 17 лет лишения свободы. Решится дело может только на политическом уровне. Политики, с которыми я общаюсь, говорят, что работают над этим. Но тема затухает. Мне сложно быть оптимисткой в такой ситуации. Мама Олега очень боится, что она его просто не дождется».
Приехал на премьеру и адвокат Олега Сенцова Дмитрий Динзе. «Внутренние правовые механизмы в России парализованы, — говорит он. — Если кампания в поддержку Олега будет затухать, то мертвый груз правосудия сдвинуть окажется трудно. Как сказал Владимир Путин, не настали времена, когда можно решать дела с его обменом». На международном уровне предпринимаются шаги по освобождению и обмену Олега. А МИД России настаивает, что Сенцов — гражданин России, и не решает его вопрос.
Финальные титры фильма сообщают о том, что освобожден Олег Сенцов будет в 2034 году. После показа зал встал, подняв желтые таблички с именем Олега Сенцова и требованием свободы. Многие подписали в тот день петицию в его поддержку.
Пока Сенцов отбывает наказание в Якутске, киноделегация якутских кинематографистов, приглашенная в Берлин для участия в программе NATIVe, посвященной кино арктических стран, изрядно натерпелась. Путь на фестиваль оказался трудным. В Якутске нет консульства Германии, так что за визой пришлось заехать в Новосибирск, попасть в пургу и, наконец, оказаться на злополучном рейсе из Москвы в Берлин, который был отложен из-за непредвиденных обстоятельств. Когда мы сели в самолет и пристегнули ремни безопасности, к нам обратился командир корабля: «Я рад был бы пожелать вам счастливого полета, но один из пассажиров заявил, что ненавидит Германию и грозит взорвать самолет. Прошу всех покинуть борт с вещами». Сначала нас держали в «рукаве», потом вывели в зал ожидания. В самолет прошли представители полиции, психолог и собака. Был досмотр судна на предмет взрывчатых веществ, потом вывели «злоумышленника» — человека лет 60, с лицом, напоминавшим печеное яблоко. Мы подошли к нему, и один из пассажиров спросил: «Ну что, чувак, идешь в тюрьму?». «Террорист» ответил: «Так надо». Потом ждали, пока извлекут из самолета его багаж.
По иронии судьбы в тот день на Берлинале прошел первый показ фильма «Заложники» Резо Гигинеишвили (Россия—Грузия—Польша). Снят он на грузинском языке. Российское участие не очень понятно. Разве что несколько фраз прозвучит на русском языке, а роли стюардесс сыграли Мария Шалаева и жена Резо, Надежда Михалкова. На русском разговаривают и силовики, которым приходится проводить спецоперацию по освобождению людей из самолета, захваченного в 1983 году группой молодых людей. Они из приличных семей, но хотят быть свободными, уехать из страны, отделенной от мира «железным занавесом». Главное — вылететь из Тбилиси в Батуми, а там уже заставить экипаж взять курс на Турцию. Дальше — можно и в США. Террористы предпринимают попытку угона самолета Ту 134, в результате которой погибли семь человек. Никакого сострадания ни к кому фильм не вызывает. Непонятно, во имя чего он снят. Про художественные задачи вообще говорить не приходится. Европейские зрители, особенно молодые, смотрели на происходящее на экране как на дурной балаган. На борту пассажиры пьют, гуляют, курят. Так оно и было когда-то — пили и курили. Но сделано это топорно. В общем, получился пшик, «Экипаж» в дурном изложении. А как публика стремилась в зал, штурмом его брала в надежде увидеть новое грузинское кино. Обозревателя «МК» в зал не пустили. Не было свободных мест. Но все-таки удалось уговорить сотрудника кинозала пустить на ступеньки. Так часть фильма и сидела на полу, пока зрители не начали покидать зал.
На фильм «Молодой Карл Маркс» Рауля Пека (Франция—Германия—Бельгия), музыку к которому написал российский композитор Алексей Айги, с первой попытки попасть так и не удалось. Оказалось, что Маркс и теперь живее всех живых, он «наше все» для немцев.
Особое внимание публики привлек приезд на Берлинале Ричарда Гира. Он крайне редко снимается, хотя в прекрасной форме, как показал конкурсный фильм «Ужин» уроженца Израиля Орена Мовермана. На фестивале режиссер рассказал, что фильм по его сценарию должна была снимать Кейт Бланшетт, но все сложилось иначе. Гир сыграл респектабельного американского сенатора эпохи Трампа, как утверждает Моверман, хотя свою картину закончил до его вхождения в президентство. Герой Гира встречается в весьма специфическом ресторане со своим братом — преподавателем истории в высшей школе (он рассказывает на уроке о Гитлере в Сталинграде). Внешне все в жизни этих людей хорошо. Но за фасадом — полная дрянь. Много бед доставляют сыновья, готовые унизить бездомного человека. Сенатору бы со своей семьей разобраться, прежде чем идти к вершинам власти.