фoтo: Мaринa Рaйкинa
Тoлькo рaз в гoду «Нитуш» нaчинaeтся в нeпривычнoe для тeaтрaлoв врeмя — в 17:00. Нaчинaют рaнo пo пoнятным причинaм — спeктaкль идёт пoчти чeтырe чaсa (с двумя aнтрaктaми), и нaдo, чтoбы люди всe-тaки пoспeли к прaздничнoму стoлу и рeчи прeзидeнтa пoд шaмпaнскoe.
Срaзу у зa кулисы. Нa жeнскoй пoлoвинe прoбeгaют милыe бaрышни в стрoгиx плaтьяx ( eщё бы , дeлo тo в «Нитуш» прoисxoдит в мoнaстырскoм пaнсиoнe), a нa мужскoй пoлoвинe рaсxaживaют брaвыe гусaры — стaть, oгoнь в глaзax. Эx, гдe мoи сeмнaдцaть лeт! Здeсь, в одной из гримёрок нахожу Сашу Олешко. На нем пиджак цвета незрелого лимона в тонкую полоску. А на спине у него — ого — след от здорового мужского ботинка: не взашей человека вытолкали, а грубо выперли. Гримируется сам перед зеркалом.
Надо сказать, что Саша — первый исполнитель роли монастырского хормейстера — скромняги Селестена (он же Флоридор), который только в стенах пансиона скромен и благочестив. Но стоит только выйти за ворота и — прощай монастырь, здравствуй оперетта! Селестен сочиняет веселые куплеты и оперетки. Воспитанница пансиона Дениза, мечтающая о театре, узнает о двойной жизни Селестена. Интрига закручивается сумасшедшая, но на то это и легкомысленная оперетта, чтобы все хорошо кончилось.
— Мы с Машей Ароновой в 2005-м году за «Нитуш» получили премию «Чайка», — говорит мне, глядя в зеркало Олешко. — Я — за лучшую комедийную мужскую роль, она — за лучшую женскую, тоже комедийную. Номинации назывались «Улыбка «м» и «улыбка «ж». Но самая главная для нас премия та, что спектакль жив, ему — 12 лет, на него просто так не купишь билет. Зрители говорят, что для них — это таблетка радости, а нам спектакль позволяет себя чувствовать молодыми, задорными, счастливыми, петь с большим оркестром. Столько артистов прошло через спектакль, только мы с Машей здесь два ветерана. А две недели назад мы сыграли 300-ый спектакль и режиссёр наш, Владимир Владимирович Иванов, устроил сюрприз для зрителей — он в этот день соединил на сцене все составы. Это оказалось невероятно и красиво. И вот с 31-го декабря пошла 400-я сотня, Так можно сказать?
— Сегодня все можно. Саш, а как ты думаешь, почему в 21-м веке эта самая «Нитуш» пользуется таким ошеломляющим успехом? Наивная, местами глуповатая. Ведь люди сегодня говорят на другом языке, мыслят иначе, сумасшедшие гаджеты решают их сложнейшие проблемы, а тут…
— Все так устали от гаджетов. От слова то какого — гад. Всем хочется попроще, помягче и подобрее. Да, здесь много простого и наивного, но с любовью. А энергия любви всегда спасала человека. Можно говорить, что это не модно и не современно, но это никогда не устареет, потому что сюда вдохнули любовь. И мы, вдохнули в каждый кусочек спектакля, и любовь наша распространяется по залу, люди не хотят уходить: приходят на служебный вход и говорят, что им хочется жить после такой радостной встречи с театром. Вспомним Вахтангова — он нам завещал: нет праздника — нет спектакля. И это касается не только комедии: это и праздник актерской игры, тем более, что в наших с Машей ролях есть возможность импровизировать, и мы точно играем по знаменитому эстрадному принципу — утром в газете, вечером в куплете. Все что интересного, значимого, смешного или нелепого происходит в стране, мы вносим в спектакль, и зрители мгновенно откликаются.
— Что лично ты внесёшь сегодня?
— Сегодня?… Всеми нами недавно была такая трагедия пережита, поэтому, думаю, что если и будем шутить, то про Новый год, про петуха, который клюнет/не клюнет. Маша совсем недавно в эпизоде, где она читает газету, сказала фразу, которой в пьесе, естественно, не могло быть:»Денег нет, но вы держитесь» — зал взорвался аплодисментами. Или «Курс доллара! Нет, мы этого не будем читать». Зрители сразу включаются.
— «Мадмуазель Нитуш» — приключенческий спектакль? Он же трюковой, каскадный, а значит, артистам надо быть начеку — жди сюрпризов на сцене, да и за кулисами.
— Безусловно. Это такой аттракцион, поэтому много чего случалось и случается. Вот недавно, я забыл как зовут главную героиню, а ведь 12 лет произношу её имя. Выхожу, смотрю на неё долго и спрашиваю:»Девочка, а как тебя зовут?» И зал понимает, что я забыл, зал поддерживает меня.
— Неужели хором кричит: » Дениза?»
— Ну да, и мы ничего не скрываем: ну такое тоже бывает. И зрители чувствуют себя членами нашей большой актерской семьи — я это абсолютно чувствую. И ещё спектакли проверяются по билетерам: если билетёры не скучают и после приходят к нам и говорят хорошие слова, это значит, что-то мы действительно хорошее сделали для людей.
— «Мадмуазель Нитуш» членовредительством не страдает? Я имею ввиду несчастные случаи — спектакль идет на таких скоростях.
— Шесть лет назад я упал практически с приличной высоты: в одной сцене я прыгаю на стенку и подтягиваюсь на одной руке. И у меня закружилась голова, и я прямо спиной упал на колонку. Лежу, первая мысль: «спектакль идёт, я двигаю руками -хорошо , ногами — значит могу встать. Проверяю голос (раз-раз) — значит на радио смогу работать. Но про трудности актерские не люблю говорить. Однажды, когда Гурченко спросили: «За что в СССР артистам вручали орден Труда?», она ответила: «За то, что труда не видно». Вот в этом спектакле труда не видно. Потому и радость.
— Ты — лицо федерального канала, ведущий популярных программ, ведёшь концерты и даже (не удивлюсь) корпоративы. Какое место в твоём графике занимает театр?
— Вот моё расписание на январь, февраль, март. Моя жизнь выстраивается от расписание театра. И так было всегда. Знаешь, я тут внимательно изучил Новогодние огоньки советского времени. Представляешь, кто были ведущими Огоньков?
— Ну… Игорь Кириллов, Валентина Леонтьева, Юрий Николаев и прочие замечательные теле ведущие, я так думаю.
— Нет! Олег Ефремов вёл Огонёк 1981-го года, 82-го — Татьяна Доронина, 83-й — Аросева, Ширвиндт, Державин, Миронов. То есть вот какая история приключалась: в какой-то момент эту творческую театральную интеллигенцию смыла волна новых лиц, и мне это очень жаль. Да, я благодарен телевидению, что оно меня всем показало, про меня рассказало. Но те, кто приходит в театр, открывают для себя нового человека и через 15-20 минут забывают, что его они знают благодаря телевидению. Поэтому я ни в коем случае не открещиваюсь от телеэкрана и этого вида искусства. Но по диплому и образованию я — актёр театра и кино.
— Не у тебя одного, извини, диплом об актерском образовании, однако многие поставили на этой профессии крест в силу определенных причин — деньги и популярность. Несравнимо.
— Без театра невозможно. Если в театре на творческую «косточку» наращиваются творческое «мясо», то на телевидении и в кино оно с остервенением сгрызыется. Значит надо дальше себя взращивать. У меня ни разу не было театрального простоя и более того, я много лет совмещал служение ( не хочу говорить работа) в театре «Современник» , год в театре Сатиры и вот с 2004 года я в театре Вахтангова с телевизионной работой. А недавно я ввелся в спектакль «Возьмите зонт, мадам Готье», где у меня совершенно неожиданная роль для тех зрителей, которые не знают , что я могу и это. Меня можете называть как хотите, но телеведущие никогда не смогут сделать то, что делаю я. А я , будучи актером, ещё могу быть и телеведущим. Это она одна из моих ролей, которую я не стесняюсь. И в корпоративах я не вижу ничего плохого, если это честная работа.
— Может, ты и Гамлета мечтаешь сыграть? Ну нет такого артиста, который не думал о принце Датском.
— Я единственный актёр в мире, который не мечтает сыграть Гамлета. Да пропади он пропадом, этот Гамлет. Как так? Гамлета должны играть те, кто могут его сыграть. Точка. Я не смогу, потому что точно знаю что мне можно, а что нельзя. Хотя, наверное, смог бы, но мне это не подошло бы. Ведь есть потрясающие дизайнеры одежды, но ты точно знаешь, что тебе это — не твоё . Поэтому я адекватно спокойно жду свой репертуар: Хлестаков, Труфальдино, Фигаро, Лариосик… Ну пока достаточно.